Арктика в контексте устойчивого развития. Часть 2. Мурманская область: горы

Назад
16 марта 2023

Если при размышлении о Мурманской области позволить себе оставить излишнюю серьезность и дать поиграть фантазии, регион будет легко представить как подобие знака Близнецов: один из братьев смотрит далеко в море, другой — в глубину, в горы и рудники. О морской «субличности» Мурманской области речь шла в прошлом выпуске. Здесь пойдет речь о второй — горной — «субличности» региона. В глубине Кольского полуострова расположена главная группа городов-горняков: Кировск, Апатиты и Мончегорск с Оленегорском. Хотя города и довольно удалены друг от друга, в какой-то степени их можно считать агломерацией (во всяком случае, местные жители нередко ездят из одного города в другой за покупками или по делам). Самый старый здесь Кировск, бывший Хибиногорск — первый на Кольском полуострове центр добычи апатитовой руды (она используется для производства удобрений). Это про него С. М. Киров рапортовал партсъезду незадолго до своей гибели.

«То, что вчера казалось совершенно непробудным, куда, как говорили, „Макар телят не гонял“, куда в царское время только в ссылку людей ссылали, — теперь там волей большевиков, на базе природных богатств (апатиты, железо, молибден, слюда, торий, титан и др.), в полутундре, куда до сих пор нога человеческая не ступала, создан новый, быстро растущий индустриальный центр заполярного круга». С. М. Киров, XVII съезд ВКП ), 1934 г.

Освоение этого района стало возможно благодаря появлению железной дороге на Мурманск: именно по ней была отправлена на изучение ресурсов Кольского полуострова группа ученых. В ожидании очередной заготовки дров для паровоза член этой группы геолог Ферсман, по легенде, прогулялся по окрестностям, и нашел первые признаки рудных богатств. Впоследствии были открыты богатые запасы апатита, севернее, в районе будущего Мончегорска — медно-никелевых руд. Справедливости ради нужно упомянуть, что аналогичные медно-никелевые руды были открыты еще до революции в районе современного поселка Никель (или Петсамо, как он тогда именовался, будучи на территории Финляндии — сначала в Российской империи, потом в независимой Финляндии, где добычей руд занималась канадская компания).

Что примечательно: освоение рудных запасов области с самого начала преварялось развертыванием научных исследований. Первой базой стала станция Тиетта, Хибинская научная станция Академии наук СССР, основанная Ферсманом еще в 1930 году: здесь работали геологи, ботаники и химики, создававшие, по сути, научную базу будущего освоения. Впоследствии станция выросла в целый Кольский научный центр РАН, включающей в себя десяток институтов — между прочим, единственный научный центр РАН, расположенный не в областном центре — в городе Апатиты рядом с Кировском.

Фото автора

Практически сразу начались на Кольском полуострове исследования в части обеспечения будущего населения продовольствием. Уже в 1921 году была создана здесь Полярная опытная станция. Многие знают про хранилище семян на Шпицбергене — а вот коллекция картофеля разных сортов сохраняется на Кольском полуострове (картофель воспроизводится c каждым годом).

Полярная опытная станция «создана в 1923 г. за Полярным кругом, недалеко от г. Кировск. Станция является естественной лабораторией для изучения изменчивости культурных растений и их физиологических особенностей в условиях Заполярья. На станции, в отсутствии многих вредоносных вирусных и грибных болезней, поддерживается мировая коллекция картофеля. Активно изучается мировое разнообразие овощных, ягодных, кормовых и зерновых культур». Источник

А полярно-альпийский ботанический сад в Кировске стал важнейшим центом исследований в области подбора методов и пород для озеленения для северных городов. Выходит, по многим направлениям Мурманская область стала полигоном освоения Крайнего Севера всей страны.

Ну и конечно, Мурманск — главный порт севера страны. В советское время из него уходили генеральные грузы по Севморпути — техника, материалы для дальних арктических городов и поселков. В 1990-е Севмпорпуть, грубо говоря, чуть не умер, объемы перевозок грузов упали — а Мурманск превратился в порт по экспорту, как ни странно, угля, доставляемого аж из Кузбасса — в связи с чем в городе появились проблемы запыления (погрузка осуществляется прямо внавалку) — и хотя приняты меры по ограждению наиболее грязной зоны, и т. д., проблема отчасти остается. Между тем активизировались перевозки и по Севморпути: сегодня это, в основном, экспорт углеводородов — и как по системе сообщающихся сосудов, экономическая активность СМП потекла в Мурманск. Сначала прямо в акватории под Мурманском были организованы пункты перевалки нефти с судов ледового класса на обычные — через супертанкеры «Белокаменка» и затем, с 2016 года — «Умба» (по поводу экологической опасности такого супертанкера — и небезосновательно — было много споров). Далее, в районе Белокаменка был организован «завод заводов» — Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений НОВАТЭКа для первичной сборки линий сжижения природного газа, предназначенных для доставки к побережью Ямала. Работа была организована вахтовым методом, что вызывало определенное недовольство рабочих-мурманчан.

В современных условиях большая часть городов области связана, если не с оборонными интересами страны, то с минеральными богатствами: Апатитовые руды добываются под Кировском и Апатитами, железная руда — в карьерах под Оленегоском. В Ковдоре добывается редкий минерал бадделеит (источник циркония), а ранее добывалась также слюда; в Ревде Ловозерский горно-обогатительный комбинат производит лопаритовый концентрат — источник ценнейших редкоземельных металлов (тантал, ниобий и др.), которые необходимы для производства самой современной техники. В 2023 году был дан старт совместному проекту «Норникеля» и «Росатома» на разработку лития на Колмозерском месторождении на севере области.

Добыча медно-никелевых руд прекращена в Мончегорске — но здесь был построен комбинат по выплавке соответствующих металлов (ныне — Кольская горно-металлургическая компания в составе «Норникеля»). Сырье везут из Заполярного (где добыча продолжается), а после реорганизации системы предприятий «Норникеля» в Норильске (где был закрыт Никелевый завод) — и с Таймыра. И если экологические проблемы добычи связаны с нарушением естественных ландшафтов в результате открытой добычи, пылением отвалов или  (гипотетически) загрязнением подземных вод, то металлургический комбинат по выплавке цветных металлов — это уже серьезная нагрузка на окружающую среду. Несмотря на то, что сам Мончегорск буквально утопает в зелени (будучи грамотно спланированным вне основного направления ветров, дующих со стороны комбината), в районе Мончегорска десятилетия назад пропала древесная растительность (говорят о возникновении «техногенной пустоши» — ее проезжают все автомобилисты, следующие с юга области на Мурманск — в настоящее время производятся попытки возрождения здесь растительности) . Первичная плавка осуществлялась также в поселке Никель, но в 2020 году старый плавильный цех в Никеле закрыт.

Очень специфичная проблема связана с комплексными рудами Кольского полуострова. Территория его богата множеством минералов — есть золото и многое другое, но что особенно ценно — редкоземельные металлы, которые еще называют «инновационными металлами», они очень нужны для технологий пятого-шестого технологического уклада. Однако их добыча сопряжена с целым рядом сложностей — это и сложный состав руд, извлечение ценных компонентов которых, в свою очередь, требует дорогих современных технологий. Зачастую они расположены в удаленных районах Мурманской области, где и дорог-то до сих пор нет, в тундре. И наконец, одна из самых больших проблем — руды таких металлов нередко располагаются рядом с радиоактивными минералами — такова специфика их образования. Так, в частности, в районе Ловозерского ГОКа, где сейчас добывают торий, изначально самым ценным минералом считался радиоактивный торий.

«В то же время очевидны и недостатки ловозерского сырья:


2) повышенная радиоактивность, превышающая нормы радиоэкологической безопасности в лопаритовом концентрате, требующем дезактивации при переработке

В настоящее время Ловозерский ГОК производит 12 тыс. т лопаритового концентрата в год (1 тыс. т) за счет добычи руды на месторождении Карнасурт… Сосредоточение добычи на этом старом руднике (>60 лет) обусловлено двумя причинами: выходом из строя в результате горного удара и затопления нового подземного рудника «Умбозеро» и разрушения его фабрики, расположенных в 13 км от «Карнасурта», и ограниченными производственными мощностями (10–12 тыс. т) перерабатывающего Соликамского металлургического завода. Вывоз контейнеров с радиоактивным концентратом на Октябрьскую ж/д осуществляется автотранспортом на ст. Оленья, хотя в прежние годы транспортировка грузов осуществлялась по ныне разобранной ветке ж/д (~100 км). Подземные горизонты месторождения обводнены, а рудничные, технологические и подотвальные сбросы аномально обогащены фтором и, по-видимому, естественными радионуклидами с преобладанием тория над ураном. Это представляет опасность совокупного загрязнения токсикантами базисных водоемов Ловозерской гидроэкосистемы рыбохозяйственного значения — оз. Умбозеро и Сейдозеро (последнего — за счет просачивания подземных вод по разлому в р. Ильму)». Источник

Нельзя полностью охарактеризовать Мурманскую область, не упомянув еще две группы богатств. Это ландшафты — и люди. Хибины стали одним из первых горнолыжных центров Советского Союза: кататься здесь стали уже в 1930-е годы. И сегодня Кировск по праву одна из ключевых точек горнолыжников и сноубордистов. В последние десять лет спектр туристических услуг области радикально расширился. Появились и этнографические, и гастрономические туры, и дайвинг, и катание на собачьих упряжках; по примеру соседней Финляндии местные предприниматели организовывают туры по наблюдению полярного сияния и многое другое. Естественно, с точки экономики наплыв туристов — это благо, а вот в части устойчивого развития зачастую встает вопрос уже и об ограничении туристического потока (особенно в популярных местах в районе Кировска и др.).


Ну а люди важны специфическими навыками, каких нигде нет. Безусловно, драгоценна культура помор, со специфическим говором, сказами, деревянной архитектурой, навыками жизни и хозяйствования на Крайнем Севере — не случайно многие туристы едут в удаленные Умбу и Варзугу, и другие села.

Но и жители городов Кольского полуострова уникальны своими навыками. Приходилось слышать рассказы о том, что попытка замены местных горняков — горняках в третьем поколении — вахтовиками привела лишь к дополнительным расходам. И такие уникальные навыки есть чуть не в каждой отрасли. «Я не могу взять на работу человека с Курской магнитной аномалии,» — вроде, и там карьер, и у меня карьер, а руды другие, ему перестраиваться годами придется.

Что уж говорить о коренных жителей тундры — лопарей. Умение выживать на Севере — например, ориентироваться в пургу — это без преувеличения сокровище мирового разнообразия человеческих навыков.

Хочу закончить рассказом мончегорского геолога, Владимира Петровича Дубягина, знатока кольской земли — и ее людей:

«В декабре поехали в Ловозеро. Там 80 км на оленьей упряжке. Впереди лопарь, на первой упряжке, я на другой. Поехали. Декабрь. Сумерки. Полярная ночь. Через какое-то время стало мести, потемнело. Олени бегут, я сижу, не знаю, куда они бегут. Что впереди, ничего не видно. Вдруг останавливаются. Я сижу. Подходит ко мне лопарь. Немножко отдохнем. Давай остановимся, заночуем. Куда мы едем. Метет, ничего не видно, темно. Он говорит, сейчас к геологам приедем скоро. Через какое-то время действительно подъезжаем.

Мы пришли в дом, лопарь привел. Ничего не видно. Как он ориентируется? Я его спрашиваю: „Как ты ориентируешься?“ «Не знаю. Но если меня с закрытыми глазами куда-нибудь из вертолета высадят, я повернусь и пойду домой». Это утратить можно, а восстановить нельзя. То, что сейчас вездеходами завозят топливо — это зависит от людей, не от техники. Любую технику можно утопить в болоте. Любую. Но если ты имеешь опыт, тогда ты сможешь им воспользоваться. Этот пример тоже показывает, что нельзя утрачивать знания местности, геологии».

(Источник — собственное интервью автора)
Надежда Замятина
Географ, доцент Географического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова