Из всех арктических регионов страны Мурманская область, похоже, самая «двойственная». Часть ее жизни плотно связано с морем, часть — с камнем, то есть горной отраслью, добычей разнообразных руд. Современный центр области, город Мурманск возник как своеобразный «предбанник» стратегического морского порта — конечная точка железнодорожной линии, спешно в годы первой мировой войны протянутой к морю — точнее, к ранее созданному в Екатерининской гавани Баренцева моря, первому военно-морскому форпосту на Севере Александровску (Александров-на-Мурмане был официально открыт как город в 1899 году; ныне это город Полярный в составе ЗАТО Александровск). В военный период выход к Атлантическому океану в обход Балтийского и Черного морей стал важен как никогда. Получается, масштабное освоение территории области началось в стратегических целях, и они до сих пор определяют значительную часть жизни области. Здесь расположена целая сеть ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований), обеспечивающих функционирование военно-морского флота (штаб которого в 1947 был перенесен из Александровка в Североморск), стратегической авиации и др.
В годы Великой отечественной войны Мурманск стал одним из форпостов обороны нашей страны. Мемориал Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны стал главным символом города — это знаменитая скульптура воина «Алёша», возвышающаяся над городом на 42 метра; взгляд Алёши направлен на Долину Славы на другом берегу Кольского залива, у реки Западная Лица, где шли ожесточённые бои. А чуть западнее «растаял в далёком тумане Рыбачий» — полуостров, чье имя вошло в известную песню «Прощайте, Скалистые горы» — там тоже шли тяжелые бои. В более поздник годы войны Мурманск был также центром приема арктических конвоев, с которыми в СССР приходила помощь по лендлизу. Изначально конвои направлялись в Архангельск, но круглогодично свободная ото льда акватория Мурманского порта имела безусловные преимущества перед Белым морем, и часть конвоев пошла в Мурманск. В Мурманской области служил в летной части Ю. А. Гагарин — перед тем, как был принят в отряд космонавтов. Сегодня ЗАТО и другие пункты проживания военнослужащий и их семей стали, к сожалению, предметом пристального внимания из-за ветхой инфраструктуры: вопрос этот поднимался губернатором области на самый высокий уровень.
И отдельный вопрос, который я хотел бы поднять, это качество жизни в закрытых городах, в городах, где живут наши военные Краснознаменного Северного флота. Качество жизни в наших ЗАТО не выдерживает никакой критики при огромном количестве детей, почти три ребенка на семью», — сообщил Андрей Чибис.
К сожалению, ветхая или устаревшая инфраструктура создает риск техногенных аварий — как то случилось при падении крана на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов» во время ремонта в плавучем доке из-за проблем с электроснабжением.
Значительная часть побережья является закрытой по стратегическим соображениям. Здесь примечательна истории села Териберка, ставшего известной достопримечательностью после съемок в нем фильма «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева. Съемки и последующая туристическая активность были невозможны еще лет десять назад, когда село входило в закрытую зону — и «биография» села стала результатом целой череды событий. В нулевые годы ПАО «Газпром» собирался разрабатывать в Баренцевом море Штокмановское месторождение — добытый газ предполагалось сжижать именно в Териберке. Ради этого проекта Териберка была выделена из закрытой зоны. Однако проект «Газпрома» не состоялся из-за резкого падения цен на природный газ в ходе так называемой «сланцевой революции»: проект оказался нерентабельным — и но странным успешным результатом начала проекта стала открытая Териберка, старинное рыбацкое село.
Действительно, взаимодействие с морем в Мурманской области не ограничивается стратегическими интересами. Более того, мирное хозяйствование на Баренцевом море началось значительно раньше рождения Мурманска — еще в XII веке, как считается, здесь поселились поморы, активно занимавшиеся рыболовством и торговлей с соседями — норвежцами. Их общение было до того тесным, что в пограничье сформировался даже своего рода смешанный язык — он получил название русскенорск. Под Мурманском есть райцентр Кола — так этот городок, основанный в XVI веке, в несколько раз старше своего областного центра.
Многие старинные рыбацкие села располагаются по побережью Белого моря (Терский берег). Современное рыболовство — важная, но в то же время и проблемная часть экономики области. Треска по праву считается символом Мурманска (а «треска по-мурмански» — его фирменным блюдом), однако рыболовство в последние десятилетия в существенной степени сместилось в соседнюю Норвегию, где организация приемки рыбы и обслуживание судов проще и дешевле для рыбаков, чем на родине. В значительной степени на облуживании российских рыболовных судов «ожил» норвежский Киркенес, переживший суровый кризис после закрытия местной шахты Сёрварангер. Мурманский морской рыбный порт между тем сменил несколько собственников, а недавно был национализирован.
Есть проблемы и экологического характера (и связанные с ними институциональные): много дискуссий по разрешению прибрежного рыболовства. Эта проблема особенно волнует местных жителей — в том числе в уже упомянутой Териберке. Туристы туристами, а поддерживать сегодня традиционный рыбацкий был местные жители не могут: в прибрежных водах запрещен коммерческий лов рыбы. Показанный в фильме Звягинцева рыбозавод сегодня не действует — а туризм приносит прибыль не столько местным жителям, сколько владельцам бизнесов из Мурманска и Москвы. Так проблема регулирования рыболовства оказывает тесно увязана с сохранением образа жизни, традиций, ландшафта (побережье Териберки ныне покрылось яркими «скандинавскими» домиками, не слишком типичными для Поморья) — и в конечном счете с сохранением поморских сел. Еще одна экологическая проблема связана с выловом краба. Камчатский краб, искусственно завезенный некогда в Баренцево море, не только прижился, но сейчас уже и сильно размножился — а вопрос с его промыслом также пока не урегулирован.
Фото: Пресс-служба ПАО «Энел Россия»
Чтобы отойти, наконец, от Териберки и ее проблем нельзя не упомянуть об опыте создания неподалеку довольно редкого для России масштабного ветропарка. У него довольно долгая и сложная история создания. Однако мало кто помнит, что в советское время Мурманская область была «мозговым центром» в области инновационных разработок в ветроэнергетики — здесь же, в Дальних Зеленцах чуть восточнее Териберки был испытательный полигон разных типов ветряков для выработки электроэнергии. Почти ничего не осталось и от располагавшейся тут же Северной станции коррозии металла: разные типы металла испытывали здесь на предмет выдерживания солёного морского ветра, высокой влажности, морозов и прочих «прелестей», характерных для морского побережья в Заполярье.
Таким образом, в контексте устойчивого развития уже одна северная, морская часть региона представляет собой немало потенциальных проблемных точек. Наибольшую проблему, по всей видимости, представляют экологические угрозы, связанные с эксплуатацией гражданского и военного морского флота (в числе прочего, здесь расположены, например, хранилища радиоактивных отходов эксплуатации подводных лодок и др.); стареющая инфраструктура чревата риском техногенных аварий самого разного характера. Отдельный спектр проблем связан с экосистемой Баренцева моря, сохранением его биоразнообразия — причем тут речь уже не только о потенциальном загрязнении, но и о балансе биологических видов (здесь показательна история с интродукцией камчатского краба). В экономическом отношении велика зависимость региона от экспортного потенциала России. Через Мурманский порт идет экспорт угля, а в акватории в районе Мурманска осуществляется перевалка идущей на экспорт нефти; в Мурманске строится оборудование для производства сжиженного природного газа, также идущего на экспорт — все эти виды деятельности уязвимы по линии экспорта сырья: при переориентации экспортных потоков, например, на Китай, это не может не отразиться на экономике региона. Давно назрела тема газификации региона — не только как фактора снижения выбросов от сжигания мазута и/или угля, но и как фактора повышения конкурентоспособности практически любых видов хозяйственной деятельности через снижение затрат на энергию. Наконец, уникальная местная культура — не только коренных малочисленных народов Севера, но и, например, поморов — тоже требует продуманных мер по сохранению в современных условиях: с одной стороны, нужно избежать угрозы нищеты и деградации удаленных сел по экономическим причинам, с другой — избежать угрозы разрушения уже под натиском массовой туриндустрии, как это уже отчасти происходит в Териберке.
Оптимизм здесь может базироваться на мощной традиции адаптации к меняющимся условиям — как старинных жителей региона, сумевших выстроить уникальный опыт жизни на стыке культур и природных зон — так и адаптации новейшей истории. Мурманская область стала первым в стране полигоном отработки освоения Севера. Это и первые в стране льготы для переселенцев на Север, которые были внедрены в период строительства Мурманской железной дороги и самого Мурманска (по сути, прообраз северных льгот, а скорее даже более современных мер привлечения работников востребованных специальностей). Это и ранние научные исследования Севера, о чем говорилось выше. Это и почти забытый опыт экспериментальной деятельности по обживанию Крайнего Севера (включая ветроэнергетику). Думается, безусловная ниша, где Мурманская область может (и кажется, должна) быть конкурентоспособной — это как раз экспериментальная, опытная, новаторская деятельность по тестированию и апробации технологий обживания Севера и Арктики. Это ворота в Арктику — но не только морские, но в прошлом и потенциально — технологические, инновационные. Сейчас эти ворота почти закрылись (с деградацией инновационный и экспериментальной деятельности в регионе в последние четверть века) — но географически — «врожденно» — это вполне органичная региону функция, причем не только морской, но и «горной» части Кольского региона, о которой рассказ дальше.
Географ, доцент Географического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова